Конфликтная психологическая дистанция
в контексте структурного моделирования


     Проблема психологической дистанции (далее ПД) представляет собой большой интерес для различных областей психологического знания. Особенно важно изучение данной проблемы для конфликтологии, т.к. дистанция всегда имеет свою яркую выраженность в конфликтном взаимодействии между индивидами.
     Соединение двух психологических факторов: конфликтности и дистантности в едином процессе взаимодействия является актуальным в изучении основ конфликтологии. Проблеме ПД посвящены работы Поршнева Б.Ф., Кроник А.А. и Е.А., но фактор дистанцирования изучался ими лишь в отношениях с близкими людьми и в межличностных контактах. Также ПД выявлена в характере взаимодействия индивидов, обладающих различными уровнями сознания (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.) и овладения учебным материалом (Ананьев Б.Г.) и др. Область конфликтологии, хотя и новая отрасль психологии, но имеет уже достаточную теоретическую и практическую разработанность (Здравомыслов А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Гришина Н.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И. и т.д.). Но при всем многообразии работ, посвященных психологии конфликта, практически невозможно встретить такую проблематику, как степень влияния ПД на конфликт и установление "конфликтной дистанции". Совмещение этих двух социально-психологических феноменов и станет основной целью нашего исследования. Оно позволит более глубоко проникнуть в суть любого конфликтного взаимодействия, с целью получения информации о причинах его появления, о характере развития и формах разрешения.
     Проблема изучения "конфликтной ПД" на сегодняшний день стоит достаточно остро в связи с усилением межнациональной напряженности, - особенно это актуально для прикаспийского региона, в частности для Астраханской области. Социальная нестабильность, психологический дискомфорт и отрицательно заряженная атмосфера межгрупповых и межнациональных отношений - все это и многое другое сказывается на становлении и формировании сознания студенческой молодежи. Состояние внутреннего и внешнего конфликта личности может оказать деструктивное воздействие на ее развитие.
     "Конфликтная ПД"- это дистанция, при которой происходит нарастание напряженности между сторонами взаимодействия, углубление противоречий, снижение критичности и осознанности происходящего, проявление бессознательных реакций в действиях субъектов и др. Появляется данная дистанция, как в период конфликтного взаимодействия, так и после негативного его разрешения. Степень конфликтного дистанционирования может быть различной и зависеть, как от социальных, так и от психологических факторов. Для того, чтобы получить детальное представление о "конфликтной ПД", необходимо представить ее классификацию:
     1) "ПД противоборства" - это форма конфликтного взаимодействия, при которой оппоненты стремятся активно противостоять друг другу, с целью удовлетворения своих личных интересов и потребностей. При этом они используют методы конфликтного действия, при котором каждая из сторон выступает не "враг", а как субъект, имеющий право на свою точку зрения и обладающий рядом положительных и отрицательных черт личности. Дистанцирование не переходит на уровень личностной заинтересованности и не затрагивает глубинных индивидуальных зон, оно предполагает появление разногласий в социальных позициях и взглядах. Описанный процесс рассматривается нами как форма активного взаимодействия двух субъектов конфликта;
     2) "Враждебное дистанцирование" - данный тип конфликтной дистанции так же определяется как форма деструктивного взаимодействия. В случае ее возникновении есть смысл говорить о появлении в сознании каждого из оппонентов образа "врага" - человека, который способен полностью разрушить систему ценностей, взглядов, позиций другого субъекта конфликта, а также нанести моральный и материальный урон. Позиции "Я хороший - ТЫ плохой" приобретает четкую окрашенность. Данные отношения затрагивают не только социальную сферу, но и интимно-личностную. В ситуациях "враждебного дистанцирования" начинают интенсивно нарастать негативные эмоции, переходящее во взрыв агрессии и использования физической силы. Крайняя форма этой дистанции - "Разрушительная ПД";
     3) "Разрушительная ПД" - возникает на завершающей стадии конфликтного взаимодействия, когда происходит полное отторжение сторон друг от друга и дальнейший диалог не возможен. Любые контакты для сторон в дальнейшем болезненны и деструктивны. После социального и межличностного эффективного взаимодействия оказывается закрытым, т.к. данная дистанция приобретает форму психологического барьера;
     4) "Конструктивная ПД" - данная дистанция возникает в период протекания конфликта и оказывает на него стабилизирующее воздействие. Обе стороны стремятся прийти к согласию, используя стратегии компромисса и сотрудничества. При этом происходит резкое снижение негативного эмоционального фона и конфликтное взаимодействие становится рациональным и осознанным (приоритет разума над чувствами). Появление "конструктивной ПД" свидетельствует о новом витке отношений между оппонентами. Она выполняет интегрирующую функцию и способствует развитию (например, мысли в научных кругах).
     Выше перечисленных типы ПД характеризуют двусторонний активный процесс взаимодействия в конфликте, когда обе стороны занимают равные в отношении друг друга позиции. Но кроме этого можно выделить еще две ПД, характеризующие формы конфликтного поведения.
     5) "ПД активного воздействия" - возникает такая дистанция в случае высокой активности одного из сторон конфликта. Сторона становится инициатором противоборства, принимает на себя активную позицию, ею используется стратегия соперничества и нападения. Стремление оппонента достичь главенства над соперником переводит конфликт из горизонтальной в вертикальную плоскость. Появляется ситуация "верха - низа", при которой дистанция становится иерархической;
     6) "ПД пассивного взаимодействия" - данная становится полной противоположностью "дистанции активного взаимодействия ", и это не случайно, т.к. они не могут существовать друг без друга. Пассивное воздействие - своего рода форма приспособления к активному. Индивид становится на позицию "низа", подчиняясь тем самым требованиям оппонента, принимая его позиции, взгляды, ценности.
     На основе выделенные типов ПД, на наш взгляд необходимо проследить их изменения, происходящие в ходе конфликта. Предварительно следует выделить две основные линии развития: позитивную и негативную.
     Позитивное протекание конфликтного взаимодействия возможно при выполнении ряда условия. Первое, если на стадии развития конфликта "ПД противоборства" не переходит во "враждебное дистанцирование". Второе, если негативные эмоции не берут верх над рациональной основой любого взаимодействия. Третье, если обе стороны активны и заинтересованы в разрешении конфликта. Четвертое, если гибко используются различные стратегии поведения в конфликте и др. При соблюдении этих условий "дистанция противоборства" постепенно перерастает в "конструктивную конфликтную ПД".
     Негативное поведение - имеет ряд стадий. Уже на предконфликтной стадии начинает формироваться "ПД скрытого противоборства", т.к. она проявляется во взаимном недовольстве сторон, дискомфорте в отношениях, напряженном психологическом климате. Одна из сторон прибегает к "ПД активного воздействия" (инцидент). Следующий этап - открытый конфликт характеризуется появлением "ПД открытого противоборства", при котором дистанцирование приобретает наряду с внутренними (психологическими), внешние (территориальные) формы. Эмоциональный фон становится главенствующим, а рациональная основа уходит на второй план. Происходит эскалация конфликта и расширение тем обсуждения (социальная проблематика перерастает в обсуждении личностей, затрагивая интимные сферы оппонентов и т.д.). Таким образом, первоначальные цели конфликта могут быть забыты и не актуальны, а всплывут давние обиды, скрытые ранее потребности и желания. Следовательно, закономерен процесс перехода ПД из стадии противоборства в стадию "враждебно дистанцирования" которая имеет короткие сроки своего существования. Постконфликтная ситуация характеризуется полным разрывом отношений между оппонентами и установлением между ними "разрушительной ПД", которая начала уже зарождаться в ходе открытого конфликта. Соответственно, разрыв отношений обуславливает "психологическое отталкивание" (отторжение) и пространственное расширение.
     Крайними формами деструктивного постконфликтного дистанцирования являются "психологическое барьеры", при которых процесс коммуникации между людьми практически сводится к нулю и имеет тенденцию к стабильному расширению психологической дистанции. "Социально психологический барьер - это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психологического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности".(1)
     Как было отмечено, одним фактором разрушительного влияния на конфликтное взаимодействие, является фактор отсутствия осмысленности ситуации, своего поведения и "видения", знания оппонента. Таким образом, можно выделить "сознательную ПД" и "бессознательную ПД", которые характеризуются степенью осознанности и рациональности в ситуации открытого конфликта.
     Кроме того, есть смысл затронуть проблему наличия или отсутствия динамических изменений ПД в ходе конфликта. Двумя основными формами, определяющими степень изменчивости дистанции, являются "станичная ПД" (неизменная на протяжении всего конфликтного противоборства) и "гибкая ПД" (включает в себя все динамические характеристики). Для того, чтобы детально разобраться в особенностях этих типов дистанцирования, мы предлагаем следующую схему.


Таблица 1


Критерии и факторы

Статичная ПД

Гибкая ПД

Социальные

Индивид придерживается какой-либо определенной стратегии конфликтного поведения, он непреклонен в своих взглядах и позициях. Ригидность его проявляется во всех его действиях и высказываниях.

Дистанция, при которой индивид способен гибко использовать различные стратегии поведения, с целью урегулирования конфликта. При этом, человек не прибегает к помощи третьей стороны, присутствие которой необходимо в случае установления 'статичной ПД'. Гибкость в установлении дистанции позволяет перевести активное противоборство в позитивное русло (в сотрудничество сторон).

Личностные

Основной конфликтного взаимодействия становится иррациональная его основа, т.к. негативные эмоции преобладают над разумом. Индивид склонен к крайним проявлениям поведенческих реакций. Он может быть, как упрямым и непреклоненным в отстаивании своих позиций либо пассивным, слабым и зажатым. Для людей, придерживающихся статичной позиции, характерно: неадекватность самооценки, низкий уровень самосознания, отсутствие рефлексии и не конгруэнтность.

Приоритет рационального начала над эмоциональным для данной дистанции неоспорим, т.к. фактор осознаваемости в установлении ПД на различных этапах протекания конфликта играет важную роль для описания ее гибкости и динамичности. Индивид, придерживающийся данной позиции, склонен к эмпатии, сопереживанию, общителен и конгруэнтен. Такая личность постоянно находится в процессе духовного, нравственного и интеллектуального развития. Осознанность своего 'Я', адекватная самооценка, соотнесенность действий и чувств - все эти факторы характерны для людей, использующих во взаимоотношениях 'гибкую ПД'. В ситуации конфликта индивид способен встать на позицию оппонента для того, чтобы получить двусторонний анализ ситуации и проанализировать действия обеих сторон

Индивидуальные

Низкий уровень сознания и мышления определяют данный тип ПД, т.к. у индивидов наблюдается отсутствие критичности мышления и неспособность к анализу ситуации. Воображение создает образ 'врага' (оппонента), с которым конструктивно взаимодействовать невозможно, но необходимо его 'уничтожить'.

Активность творческого воображения, критичность мышления - создают почву для появления 'гибкой дистанции', т.к. индивид способен сделать целостный анализ конфликтной ситуации, четко очертить проблему, находящуюся в основе конфликта, и отрефлексировать собственные действия, мысли и чувства. Оппонент - это человек, у которого есть свои достоинства и недостатки, и с которым можно конструктивно сотрудничать, находить общие точки соприкосновения.


     Представленные в таблице два типа ПД в чистом виде проявляются редко, чаще всего для них характерны разного рода вариации.
     На возникновении "конфликтной ПД" влияют различные факторы, среди них как социальные, так и психологические, а также факторы, определяющие жизненный опыт человека. Для экспериментального изучения были взяты два фактора6 выбор стратегии поведения в конфликте и степень конфликтности. Исследование проводилось среди студентов третьего курса астраханского государственного педагогического университета (АГПУ) и астраханского филиала Московского открытого социального университета (АстрФ Мосу). Участвовало в эксперименте 420 человек. Были получены следующие результаты.


Таблица 2


Данные исследования по АГПУ и АстрФ МОСУ (АСИ)
по тесту Томаса К.Н. 'Оценка способов реагирования в конфликте'
(сентябрь-октябрь 2000г.)


ВУЗ

Количество студентов

Стратегии поведения в конфликте

Соперни-чество

Сотрудни-чество

Компро-мисс

Избегание

Приспособ-ление

АГПУ

310

32,6%
(102 чел.)

7,7%
(24)

15,1%
(47)

18,8%
(61)

5,8%
(76)

АстрФ МОСУ

110

31,8%
(35 чел.)

5,4%
(6)

20,9%
(23)

20%
(22)

21,9%
(24)


     Выбор неэффективных стратегий поведения определяет и уровень конфликтности, на основе которого человек устанавливает по отношению к оппоненту 'конфликтную ПД'.


Таблица 3


Тест на определение уровня конфликтности студентов
АГПУ и АстрФ МОСУ (АСИ) ( Ваш уровень конфликтности')


Уровни
Конфликтности

ВУЗ

АГПУ

АстрФ (АСИ)

Очень низкий

0%

0%

Низкий

0%

0%

Ниже среднего

2,1% (6 чел.)

3,6% (4)

Чуть ниже среднего

11,6% (38)

13,6% (15)

Средний

23,9% (76)

31,8% (35)

Чуть выше среднего

39,4% (125)

37,3% (41)

Выше среднего

18,8% (54)

10,9% (12)

Высокий

4,2% (11)

1,8% (2)

Очень высокий

0%

1% (1)


     Данные нашего исследования показали наличие ряда проблем, которые требуют детального своего изучения и эффективного разрешения. И это возможно сделать за счет привлечения новых научных знаний о психологии конфликта и дальнейшего теоретического и практического изучения проблемы психологической дистанции. Кроме этого, есть необходимость системного исследования личностной сферы студенческой молодежи и характера их взаимоотношений. Таким образом, существует потребность выявить наличие потенциала каждого индивида для того, чтобы в дальнейшем использовать его в обучающих целях.


Карабущенко Н.Б.
( Астраханский социальный институт)




(1) Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., 1999. - с.165.
(2) Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. - Казань, 1996. - с.173-174.




Valid HTML 4.01 Transitional