Возраст упрямства. Часть 3. 14. В семье двое детей 2.5 года и 1 год 2 мес. В последнее время старший сын стал очень плаксивым, взвинченным, часто толкает, бьет младшую сестру. Стал "запрещать" окружающим что-либо делать и вообще употребляет слишком много отрицательных предложений. Например, картинку с изображением мальчика на велосипеде комментирует: "Нет, это не мальчика велосипед". На любой отказ, противоречие реагирует слезами. Понимаю, что симптомы тревожные, но сама разобраться не могу.
Негативизм - явление, которое часто сопровождает кризис 3 лет, к которому уже вплотную подошел ваш сын. Смысл этого кризиса состоит в появлении у ребенка "чувства Я": он начинает понимать, что в его жизни некоторые явления даны изначально, извне, а некоторые - создаются им самим. Отрицание, несогласие - самый простой и логичный способ "прощупать" последствия своего влияния на мир. Ребенок как бы экспериментирует, задает вопрос - а каков мой вклад в бытие, что изменится, если я не соглашусь? Это своеобразное упражнение собственной воли.
15. Скажите, пожалуйста, следует ли предпринимать какие-то действия, если ребенок в три года не говорит "я", т.е. говорит о себе в третьем лице?
Ребенок обычно учится говорить о себе "Я" не раньше, чем в три года. До тех пор он совершенно не различает тех поступков, которые совершает он, и тех, что происходят вне его желания. Его легко убедить в том, что он виноват, если, например, ваза сама упала со шкафа. Но позже он учится соотносить свои намерения и действия с тем результатом, который получается. У него формируется так называемое чувство авторства. Он начинает осознавать свои качества, желания, чувства и перестает называть себя в третьем лице, по имени, как другого человека.
16. Помогите, пожалуйста, понять, что творится с моей дочерью, которой 2,2 года. До сего момента моя дочь была "ангельским ребенком". С рождения спала всю ночь, хорошо кушала, никогда не закатывала истерик, ни по какому поводу. Была очень покладистой. А вот с мая творится что-то непонятное. Во-первых, она всё должна делать только сама, и не дай бог, кто-то сделает это за неё или что-то не дашь, не разрешишь, тут же начинается жуткий крик, с горючими слезами, и доходит до истерики. Мы стараемся не обращать внимания на её крики, но когда это бывает по утрам, перед садом, то я вынуждена терять очень много времени на переговоры с ней. Я просто в шоке. Что делать?
2 года - это возраст, который психологи называют возрастом "автономии с оглядкой". Это значит, что ребенок уже отделяется (эмансипируется) от матери, но еще не может быть вполне самостоятельным, поэтому постоянно как бы проверяет, что он может, а что - нет, чем он сам может изменить мир, а что происходит само по себе. Поэтому он упражняется в том, чтобы проверять свою волю. Это и приводит к необоснованным истерикам. Они, конечно же, не всегда имеют объективные причины (недосыпание, переутомление), хотя это в вашем случае тоже может быть - ведь весна все-таки.
17. Дочь 2,5 лет как будто не слышит моих слов. Со слухом все в порядке, просто не хочет меня слушать. Почему?
Для указанного возраста характерно стремление к познанию окружающего мира, желание психологически "вобрать" в себя все его объекты - ведь внутренний мир ребенка пока еще беден, и самодостаточным его поведение быть не может. Если же ребенок отгораживается от мира, ограничивает для себя поток информации извне, полезно задуматься, для чего это ему может быть нужно. Вполне ли вы уверены, что ваши обращения к ребенку не оказываются чрезмерно назойливыми, что у вас нет совершенно лишних, необоснованных требований к нему? Задумайтесь и о том, совместимы ли вы с ним по характеру и темпераменту - может быть, вы слишком стремительны и напористы, а для него характерны медлительность, осторожность, застенчивость? |