Сад Эпикура


     Угорев от алхимических опытов при изготовлении философского камня, покинем на время гостеприимные стены нашего музея и выйдем отдышаться в сад. Сад этот не простой. Когда-то он принадлежал великому греческому философу Эпикуру. В нём всегда тихо, тепло и уютно. Сад Эпикура - это целый особый мир свободы дружбы и любви, мир беззаботного и уединённого размышления.

     'Смотрите, этот человек ведёт эпикурейский образ жизни! Он изнежен, благодушен!' - так часто говорим мы о людях, которые знают толк в удовольствиях. Эпикур издавна считался глашатаем всяческих, особенно любовных утех и античные поэты с восторгом восклицали:

     'Правды отец Эпикур, и сам повелел нам премудрый,

     Вечно любить, говоря, цель этой жизни - любовь!'

     'А как же жить иначе?!' - рассуждали потомки. Если мы знаем, что судьба и боги обрекли нас на смерть, то почему бы не пожить в своё удовольствие? Будем же использовать всякий день так, будто это последний день нашей жизни. А после нас - хоть потоп!

     Заметим, что реальный Эпикур тоже знал толк в удовольствиях, однако был совсем не похож на, ставший нарицательным, образ этакого 'гуляки праздного'.

     Великий философ был худеньким, болезненным человеком, почти всю жизнь страдавший от камней в печени. Незнатный и небогатый он скопил немного денег и купил в Афинах уединённый сад с домиком, в котором и поселился со своими учениками.

     Совершим же сегодня, как сказали бы истинные эпикурейцы, 'образный бросок мысли' в далёкое прошлое и побываем в Саду Эпикура.

     В своём зелёном кабинете учитель беседует с учениками и единомышленниками о различных философских вопросах, в том числе, конечно же, и о наслаждении.


- 'Вы только послушайте, что говорит учитель! Кому мало малого, тому мало всего. А кто умеет жить на хлебе и воде, тот в наслаждении поспорит с самим Зевсом! Скажи, Эпикур, разве жить на хлебе и воде - это наслаждение?!'

- 'Наслаждение наслаждению рознь. Нет, друзья, не попойки и кутежи, не наслаждение прекрасными женщинами, не любовь к искусно приготовленной рыбе и прочим яствам роскошного стола не являются истинными наслаждениями.

Конечно, вино, рыба и сладости вкуснее, чем хлеб и вода, но от вина потом болит и кружится голова, а от сладостей портятся зубы'.

- 'Учитель, скажи нам скорее, что же такое истинное наслаждение?'

- 'О, настоящее наслаждение - это ни что иное, как отсутствие боли. Представьте - после долгого мучения боль, наконец, отпускает тебя и бывает мгновение, только одно мгновение несказанного блаженства! Его не сравнить ни с наслаждением вином, ни с наслаждением женщиной, ни с каким-либо иным наслаждением'.


     Такое наслаждение и хочется продлить мудрецу на всю жизнь. Сделать это можно только одним способом - оберегай и лелей свой собственный покой. Ведь вся твоя жизнь - игра случайностей, особенно политических. То победит олигархия, то тирания, а то народ установит демократию и начнётся хаос. Какой уж тут покой?!

     Для истинного философа путь в такой ситуации один - 'Живи незаметно!'


     Как - незаметно?! Это значит, оратор не выступай на народном собрании, торговец не кричи на рынке, да и ты сам, Эпикур, не философствуй вслух.


     - 'Эх Вы, смертные! Взгляните лучше на бессмертных богов - они блаженны и не знают никаких забот. Боги, как истинные мудрецы, живут незаметно, парят в межмировых просторах вселенной и, наслаждаясь нерушимом покоем, говорят себе: 'Мы счастливы'.


     Кстати, настоящие эпикурейцы так и жили - незаметно, благоразумно, уважая друзей, сторонясь войн и государственных дел и даже жалея своих и чужих рабов. Последнее свойство перешло и к римским эпикурейцам.

     Современники, конечно же, порицали их за, как мы бы сказали сегодня, обывательский образ жизни. Однако ученики Эпикура и сам учитель были настолько тихими людьми, что их никто не обижал. К тому же они очень ценили дружбу и гордились тем, что из других философских школ, даже из платоновской Академии, мудрецы частенько убегали, то из Сада Эпикура не убежал ни один.

     Единственное, что действительно могло нарушить этот безмятежный покой, что может внести смятение в души философов, так это - страх перед богами и мрачные мысли о смерти.

     Но Эпикур знал, как изгонять из душ учеников эти недостойные мысли.


     - 'Друзья! Не стоит бояться смерти. Она не имеет к нам никакого отношения. Ведь жизнь и смерть никогда друг с другом не встречаются. Пока мы живы - смерти нет, а когда мы мертвы - то нет жизни. Так что, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим!'


     И вот настал день, когда к самому Эпикуру пришла смерть. Боль в печени стала невыносимой. Когда философ почувствовал, что конец его близок, он нашёл в себе силы написать письмо другу.


     - 'Пишу тебе в блаженный и последний мой день. Боли мои таковы, что сильнее стать они уже не могут. Но их пересиливает душевная моя радость при воспоминании о наших с тобой философских беседах.

     Кто скажет тебе, что ещё не наступило, или, наоборот, уже прошло время для занятий философией, тот похож на глупца, который думает, что для счастья или ещё нет, или уже нет времени.

     Обдумывай это сам с собой и с преданным тебе человеком, обдумывай и днём и ночью. И ты никогда, ни наяву, ни во сне не придёшь в смятение, а будешь жить как Бог среди людей!'


     Закончив письмо, Эпикур улыбнулся, с помощью учеников вышел в сад, лёг в горячую ванну, выпил неразбавленного вина, попросил не забывать его учения и тихо скончался.

     А ученики после смерти учителя продолжали возделывать Сад Эпикура. Они по-прежнему жили незаметно и наслаждались тем, о чём говорил учитель - философскими беседами и размышлениями над вечностью. О них даже не рассказывали анекдотов, как о Диогене и многих других греческих мудрецах.

     Так сохранялся и сохранился в памяти потомков этот чудесный философский сад, с тенистыми аллеями, зелёными кабинетами и с приветствием над маленькой калиткой, которое, как гласит легенда, сочинил сам Эпикур:

     'Гость, войди! Тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо!'


Литература

1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М. - 1991.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. - 1991.

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М. - 1995.

4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. - М. - 1959.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Античная литература. - М. - 1986.

6. Словарь античности. - М. - 1989.

7. Лихачев Д.С. О садах. Сад и культура Европы. Избр. соч. в 3-х тт. - Л. - 1987. - Т.3.




Valid HTML 4.01 Transitional