Рецепты от черта


     Да, замечательные стихи о любви и о Прекрасной Даме, Божественной Софии Премудрости писал великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв. После знакомства с его возвышенными, романтическими поэмами трудно вообразить, что автор был весёлым человеком и позволял себе следующие строчки:

Черти морские меня полюбили,
Рыщут за мною они по следам.
В Финском Поморье недавно ловили.
В Архипелаг я - они уже там!

     Путешествуя вместе с Соловьёвым по маршруту, указанному Мудростью, мы побывали и в Британском музее, и в Сахаре и...умудрились немножко простудиться.

     Мы быстро справимся с нашей легкой простудой, если воспользуемся веселыми философическими рецептами, хранящимися в нашей отечественной коллекции мудрости. Рецепты эти, не к ночи будет помянуто - от самого Черта. А рассказал о них очень серьезный человек - Федор Михайлович Достоевский.

     Итак, фармакопея от черта!! Однажды черт тоже простудился:Он поспешал на дипломатический вечер к одной даме, которая метила в министры. Черт уже воплотился в высокопоставленного чиновника - фрак, белый галстук, перчатки, орден Льва и Солнца [ а хотел прицепить Полярную Звезду или Сириуса ] : Правда предстояло еще перелететь пространства, конечно для черта это один миг, но ведь и луч света идет от солнца целых восемь минут, а тут во фраке, в открытом жилете: А в пространствах- то этих, в эфире - 152 градуса ниже нуля!!!

     Короче говоря, черт простудился! Какая уж тут философия?!


     Какая уж тут философия, когда вся правая сторона отнялась, кряхчу и мычу. Был у всей медицины: всю болезнь расскажут тебе как по пальцам, ну а вылечить не умеют.

     Студентик тут один случился восторженный: если вы, говорит, и умрете, то зато будете вполне знать, от какой болезни умерли !

     Опять-таки эта их манера отсылать к специалистам: мы, дескать, только распознаем, а вот поезжайте к такому-то специалисту, он уже вылечит. Совсем, совсем исчез прежний доктор, который ото всех болезней лечил, теперь только одни специалисты и все в газетах публикуются.

     Заболи у тебя нос, тебя шлют в Париж: там, дескать, европейский специалист носы лечит. Приедешь в Париж, он осмотрит нос: я вам, скажет, только правую ноздрю могу вылечить, потому что левых ноздрей не лечу, это не моя специальность, поезжайте после меня в Вену, там вам особый специалист левую ноздрю долечит.

     Что ты будешь делать!!


     Черт издевается над профессиональным кретинизмом и мечтает о том, о чем мечтаем и мы - о враче-универсале, который лечил бы ото всех болезней, а не отсылал к специалистам, знающим только ''что-то там в носу''.

     Помог черту таинственный экстракт Гоффа. Это такой солодовый, кисло-сладкий экстракт. Тяпнул полторы склянки - и как рукой сняло.

     Черт естественно захотел напечатать Гоффу благодарность в газетах. Так ни в одной редакции не принимают!

     ''Ретроградно!'' - говорят: ''Дьявола то больше не существует''.

     ''Вы'' - советуют: ''Напечатайте анонимно''.

     ''Смеюсь,'' - говорит черт:'' С газетчиками. Это в Бога, говорю, в наш век ретроградно верить, а ведь я Черт, в меня можно!!!''

     Газетчики отвечают: ''Понимаем. Кто ж в черта не верит: А все - таки нельзя. Направлению может повредить. Так и не напечатали. Самые лучшие чувства мне запрещены!!'' - сетовал черт.

     Интересно, напечатали бы благодарность черта сегодня? Может быть это помогло бы бастующим врачам и фармацевтам?!

     А второй рецепт черта, это скорее не рецепт, а легенда. Легенда эта о Рае:


     Был здесь у вас на земле один такой мыслитель и философов, все отвергал, законы, совесть, веру, а главное - будущую жизнь. Помер, думал, что прямо во мрак и смерть, ан перед ним - будущая жизнь.

     Изумился и вознегодовал: ''Это, говорит, противоречит моим убеждениям !!''

     Вот его за это и присудили:чтобы прошел во мраке квадриллион километров и когда пройдет, то ему отворят райские ворота и все простят:

     Ну, так вот этот осужденный постоял, посмотрел и лег поперек дороги: ''Не хочу идти, из принципа не пойду!''

     Пролежал почти тысячу лет, а потом встал и пошел. Ведь не все ли равно - лежать ли вечно или идти столько верст!?

     А когда дошел - тут то и начинается анекдот. Только ему отворили ворота в рай и он вступил, - и это по часам [ хотя часы его должны были бы разложиться на составные элементы у него в кармане дорогой ] - не пробыв и двух секунд в раю пропел ''осанну'' да и пересолил, так что иные там, с образом мыслей поблагороднее, так даже руки ему не хотели подать на первых пора: слишком-де уж стремительно в консерваторы перескочил!!


     Да, у черта своя рецептура и от физических недугов и от неверия. Еще и еще раз удивимся прозорливости Достоевского. В легенде о вечном путнике и судьбы русских атеистов, и глубочайшая концепция пространства и времени, которой восхищался Альберт Эйнштейн.

     А горе - критики выискивали в романах Достоевского смысловые и стилистические погрешности, оценивали их ''не по духу, а по букве''. Однако, в последние годы жизни, как вспоминала жена писателя, Федора Михайловича полюбила наша, всегда отзывчивая молодежь:


     Ему постоянно присылались почетные билеты на концерты и балы. На этих концертах Федор Михайлович был всегда чрезвычайно окружен; молодежь ходила за ним толпою, предлагала свои вопросы, на которые Федору Михайловичу приходилось отвечать чуть ли не речами:

     В начале декабря 1880 года вышел в свет отдельным изданием роман ''Братья Карамазовы''. Книга сразу имела громадный успех и в несколько дней публика раскупила половину экземпляров.

     Конечно, Федору Михайловичу было дорого убедится в том интересе, который возбудил его новый роман. Это было последнее радостное событие в его столь богатой всяческими невзгодами жизни:


     Конечно, философские взгляды Федора Михайловича Достоевского гораздо глубже, чем те две истории о дьявольской рецептуре, которые мы сегодня вспоминали.

     Вечные философские проблемы великий русский писатель ставит и пытается по-своему решить, пристально вглядываясь в глубины человеческой души, где сталкиваются, а порой переходят друг в друга ''дьявольское'' и ''божественное'', где борются ''идеал Содома'' и ''идеал Мадонны''.

     Достоевский верил, что красота спасет мир и от черта. Однако, он вместе с другими русскими философами чувствовал, что

''Дьявол говорит правду гораздо чаще, чем предполагают, но у него невежественная аудитория !''


Литература


1. Достоевский Ф.М. Соч. в 12-ти тт. - М. - 1982. - Т. 11; 12.

2. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. - М. - 1997. - Ч.3.

3. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. - М. - 1990.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М. - 1991.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. - М. - 1991. - Т.1. - Ч.2.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. - 1986.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М. - 1975.

8. Опыты: литературно-философский ежегодник. - М. - 1990.

9. Русская философия. Словарь. - М. - 1995.




Valid HTML 4.01 Transitional