*     *     *


     Из одного зала перейдём сегодня в другой - так обычно начинается наша очередная экскурсия по воображаемому философскому музею. Пора перевести дух. Присядем у философского камня и вспомним, что же нам удалось увидеть и услышать.

     Мы побывали на пиру Платона и послушали споры о платонической любви, вместе с быстроногим Ахиллесом мы пытались догнать неповоротливую черепаху, но так и не догнали. Мы были свидетелями того, как Сократ спокойно выпил свою чашу с ядом. А потом мы совершили паломничество в страну Востока и послушали индийских и китайских мудрецов.

     Призрачные залы нашего музея богаты необычными экспонатами - две бочки Диогена, старая и новая, панцирь черепахи, кошка Конфуция, бабочка Чжуанцзы и даже буддийский белый слон.

     В десятый раз вылетела сегодня 'Сова Минервы'. Куда лететь дальше? В какой зал?

     Может быть, посмотреть знаменитый зонтик Канта, побывать у него за завтраком, если конечно пригласят. Или отправиться к раблезианскому философу Трульогану и посмеяться вместе с Рабле над ответами на вечный вопрос - 'Жениться или не жениться?' А может быть вернуться в зал античной философии и поразмышлять над обломками некогда великой Атлантиды? Вопросы, вопросы...


*     *     *


Философский камень


     Так размышляли мы, уютно устроившись у философского камня, и не могли решить - куда же пойти дальше, что ещё посмотреть и о чём рассказать.

     Стоп! А как же сам философский камень?! Ведь мы в начале нашей экскурсии обещали рассказать и о нём. 'Договоры следует выполнять' - справедливо говорили древние мудрецы. 'А уж тем более обещания' - прибавим мы.

     Философский камень - вечная цель и мечта человечества! На уроках химии узнавали мы о чудаках-алхимиках, тщетно пытавшихся получить философский камень, чтобы с его помощью изготовить золото.

     'Миф!', 'Выдумка далёких от науки, невежественных людей!', 'Красивая, но, к сожалению, неподтверждённая опытом гипотеза!' - говорили учителя и родители. Да и не только они. Вспомним хотя бы то, что рассказывает об алхимических опытах великий Гёте в легенде о докторе 'Фаусте'.

     Отец Фауста был алхимиком и по всем алхимическим правилам готовил лекарство от чумы, свирепствовавшей в то время в Германии. Делал он это следующим образом.


                    Алхимии тех дней забытый столп,

                    Он запирался с верными в чулане

                    И с ними там перегонял из колб

                    Соединенья всевозможной дряни.

                    Там звали 'лилиею' серебро,

                    'Львом' - золото, а смесь их - связью в браке.

                    Полученное на огне добро,

                    'Царицу' мыли в холодильном баке,

                    В нём осаждался радужный налёт.

                    Людей лечили этой амальгамой,

                    Не проверяя, вылечился ль тот,

                    Кто обращался к нашему бальзаму.


     'Едва ли кто при этом выживал', - с горькой усмешкой вспоминает Фауст. Действительно, история говорит нам о том, что алхимики со своим мудрёным зельем бушевали похлеще чумы и отправили на тот свет множество народа.

     'Чему тут удивляться?', - скажите Вы, уважаемые посетители нашего философского музея: 'Давно известно, что алхимия - лженаука, никакого философского камня, так же как и вечного двигателя или эликсира молодости нет и быть не может!!'

     Что ж, очень может быть, да только в школьные годы верить этому не хотелось. И мы, замирая от волнения, вглядывались в таинственные изображения кабинета средневекового алхимика. Мутные колбы, реторты, горн, ветхие пожелтевшие от времени манускрипты, сам хозяин кабинета в причудливом платье и колпаке, склонившийся над огнём и шевелящий губами, произнося заклинания.

     Неужели только иссушающая погоня за золотом двигала этими людьми, заставляла работать их ночи на пролёт?! Или они искали более глубокий смысл в своих бесчисленных и, что греха таить, часто безрезультатных опытах?!

     Да и рецептура этих опытов до сих пор звучит завораживающе. Вот перед нами уникальный рецепт приготовления философского камня. Посмотрим, что входило в состав и способ добычи чудодейственного эликсира.


     'Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

     Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом.

     Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

     Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва.

     Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

     Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови'.

     Наш философский камень готов. Для тех, кто в наше трудное время хочет разбогатеть, сообщаю, что нужно делать дальше: возьмите кусочек этого драгоценного лекарства величиною с боб и бросьте его на тысячу унций ртути. Она превратится в красный порошок. Прибавьте унцию этого порошка ещё к тысяче унций ртути. Она опять превратится в красный порошок.

     Повторите эту операцию ещё трижды и на третий раз, как утверждают алхимики, ртуть превратится в золото, которое лучше рудничного.

     Итак, цель алхимика вроде бы достигнута! Но, причём тут философия?! Ведь камень то называется философским? А вот причём! Золото для порядочного алхимика из цели сразу превращается в средство, с помощью которого осуществляется вселенское благоденствие. Вся эта золотоискательская лихорадка алхимиков является лишь средством для благоустройства всего Космоса. Истинная цель алхимии - совершенствование, исцеление несовершенных по природе больных металлов, а в последующем и всего миропорядка. Именно поэтому алхимики часто называли себя врачами.

     Кстати, философско - медицинская сторона алхимии ярко выражена не только на Западе, но и на Востоке. Например, у китайских алхимиков, были и такие, существовала 2Золотая Пилюля Бессмертия', прямо 'кремлёвская таблетка'. 'Золотая Пилюля Бессмертия' - это аналог философского камня и выплавлялась она непосредственно в теле человека. А цель выплавки была богословско-философская, а именно - полное одухотворение человека и приобретение бессмертия.

     В наше время смысл философского камня очень хорошо понял один из магов слова, замечательный писатель-эрудит Хорхе Луис Борхес. В одном из его рассказов повествуется о том, как некий юноша пришёл к знаменитому врачу-алхимику Парацельсу и попросился в ученики. Между ними произошёл странный, но весьма поучительный разговор.


     - 'Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы и предлагаешь мне золото? Но я не ищу золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником'.

     - 'Золото меня не интересует. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к камню'.

     - 'Путь-это и есть Камень. Место откуда идёшь, - это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь'.


     Парацельс в этом рассказе - настоящий мудрец-философ, а не простой фальшивомонетчик. Кстати, если следовать 'Божественной комедии' Данте, то все фальшивомонетчики, в том числе использующие философский камень, должны угодить в Ад. Адрес - Дантов Ад, круг восьмой, ров десятый. Там стонут от телораздирающей чесотки подделыватели металлов.

     Сегодня осколки алхимических представлений прочно вплетены в ткань современной науки. Производство полимеров, трансмутация атомных ядер - научные открытия, но совершаются они как будто в результате применения философского камня.

     Следовательно, представления древних алхимиков не потеряли своего очарования и их трудно считать исключительно шарлатанством. Они будят философскую и научную мысль, зовут её совершенствовать несовершенное и в человеке и в природе и совершенствоваться самой. Не зря мудрые алхимики любили повторять: 'Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!!'.

     Вот и наш философский камень, у которого мы сейчас отдыхаем - это не просто музейный экспонат, но и загадочный символ мудрости, ждущий новых парацельсов. Только нужно помнить - камень не даётся в руки легко. Сам Мефистофель, как будто обращаясь к гостям нашего музея, предупреждал:


                    'Им не понять, как детям малым

                    Что счастье не влетает в рот.

                    Я б философский камень дал им -

                    Философа недостаёт!'


Литература


1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М. - 1980.

2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М. - 1978.

3. Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М. - 1997.

4. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М. - 1991.

5. Юнг К.Г. Ответ Иову. - М. - 1995.

6. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М. - 1992.

7. Гете И.В. Фауст. Соч. в 10-ти тт. - М. - 1976. - Т.2.

8. Данте. Божественная комедия. - М. - 1992.

9. История китайской философии. - М. - 1989.

10. Борхес Х.Л. Письмена Бога. - М. - 1992.




Valid HTML 4.01 Transitional