Дубинка сифогранта.


     Вдоволь насмеявшись вместе с героями Франсуа Рабле над достопочтимым философом Трульоганом, который так и не ответил прямо на вечный вопрос - ''жениться или не жениться?'', решили мы не покидать зал Эпохи Ренессанса, пока не познакомимся с другими философскими сокровищами этой жизнерадостной эпохи, эпохи, которая нуждалась в титанах и породила титанов и в литературе, и в науке, и в философии.

     ''И не надоело вам'', - вдруг услышали мы откуда-то сверху: ''Не надоело бродить по холодному и мрачному музею таким жарким летом. Все нормальные люди давно отправились путешествовать, если не в Турцию и Египет, то хотя бы на дачу за грибами или на речку? А то, смеетесь над Трульоганом, а сами то стали похожи на музейные экспонаты:

     Мы подняли головы, но успели догнать только шум удаляющихся крыльев, значит, опять прилетела Сова Минервы, чтобы подать нам свой мудрый совет. Может быть, стоит прислушаться к ее совету и в этот раз?

     Стены нашего призрачного философского музея не помеха для летнего отдыха. Последуем совету верной спутницы богини Мудрости и отправимся в большое летнее путешествие, путешествие по странам:

     Ручаюсь, что самые богатые туристические агентства оспаривали бы право предоставить свои услуги для путешествия по этому неведомому миру, миру философских утопий и антиутопий.

     Сегодня побываем в одной из призрачных стран - в Нигдее, знаменитой Утопии, созданной воображением мужа известнейшего и красноречивого, гражданина и шерифа славного города Лондона сэра Томаса Мора.

     Однако сэр Томас оказался, не смотря на его титулы, человеком скромным и вложил рассказ о новом острове Утопия в уста философа и путешественника Рафаэля Гитлодея. Гитлодей пока еще не указал где точно находится Утопия, но, по собственному желанию, уже достаточно пожил на острове, не хотел оттуда уезжать и встретился с сэром Томасом единственно для того, чтобы рассказать об этой удивительной стране, о чудесах, которые он там увидел, и о ее жителях - утопийцах.

     Итак, усевшись поудобнее в кресле и закурив трубку Гитлодей, откашлявшись, начал:


     ''Утопийцы рассказывали мне, что когда-то эту землю не окружало море и народ тут жил такой же как у Вас. Однако, откуда не возьмись, прибыл хитрый и умный завоеватель. Звали его Утоп. Он покорил остров, и привел скопище грубого и дикого народа к такому образу жизни и к такой просвещенности, что ныне они превосходят почти всех смертных. Именно Утоп приказал срыть перешеек, соединявший теперешний остров с большой землей. Соседи вначале смеялись над нами, но старик Утоп поверг их в такой ужас размахом и быстротой строительных работ, что они скоро замолчали. А потом стали завидовать утопийцам.

     Остров-то и был назван по имени великого Утопа. Представьте - Утопия похожа на нарождающуюся молодую луну. Пролив между ее рогами тянется на много миль. А посередине пролива выступает одинокий утес, на котором Утоп повелел воздвигнуть сторожевую башню. Именно оттуда утопийцы заметили и остановили наш корабль, когда ходили мы в Новый Свет со знаменитым Америго Веспуччи и первый раз подплывали к этому неведомому острову, чтобы пополнить запасы воды и пищи''.


     Не будем торопиться, подобно некоторым современникам Томаса Мора, отыскивать на картах времен великих географических открытий местоположение Утопии. Ведь ''топос'' по-гречески и есть ''место'', а частица ''у'' означает ''нет'', то есть получается - место которого нет нигде, эдакая, в буквальном смысле, ''Нигдея''.

     Однако, Мор нарисовал Утопию так необычно, что его критики искали славного путешественника Рафаэля Гитлодея, чтобы уличить его во лжи и говорили: ''Ну, это-то придумал Гитлодей, а на самом деле в Утопии все не так''.

     Гитлодей же, сидя в кресле перед сэром Томасом, продолжал свой рассказ:


     ''Утопийцы вообще очень трудолюбивые. Вначале они селились в хижинах и бараках. Но потом мудрый Утоп нарисовал план одного квадратного города, и по этому проекту 1760 лет утопийцы строили свои города. Получилось 54 города, и все одинаковые.

     Представляете как удобно для путешественников - посмотрел один город и уже знаешь обо всех.

     Дома ныне там очень красивые, в три этажа, стены снаружи сделаны из камня или кирпича, а стекла защищают окна от ветра.

     А с задней стороны домов - обязательно сад.

     Да, чуть не забыл, в домах у них чудо - двери, они легко открываются от прикосновения руки и сами закрываются. И пропускают двери не только хозяев, а вообще кого угодно. Ведь у утопийцев нет никакой собственности. Да и сами дома они меняют раз в десять лет по жребию!''


     А как же воры?! - спросим мы сегодня. Да ведь воровать у утопийцев особенно нечего. Имущество то общественное. А из личных вещей, судите сами:

     На работу утопийцы ходят в шкурах, которые служат им семь лет. А когда же они появляются в обществе, то надевают поверх шкур плащи. Цвет плащей на всем острове один и тот же - естественный цвет шерсти.

     Так что завидовать и красть нечего. Плащи у всех одинаковые и их на острове очень много. Вот в какую страну мы попали. Может быть, там и народ не работает, раз нет богатых и бедных?! А, Гитлодей?


     ''Нет, у всех утопийцев, мужчин и женщин без исключения есть единое общее дело - сельское хозяйство. ''А, что, и деревни у Вас есть? - спросили мы у утопийцев. ''А как же, удивились они. Мы, горожане, там часто живем и работаем. Там имеются удобно расположенные дома, в которых есть всякая деревенская утварь. Мы и приезжаем туда поочередно. В каждой деревне по 40 человек, два годика поработали и половина назад, в город. А другая же половина остаётся, чтобы обучать новичков. Кому же понравилось пахать и сеять, могут остаться в деревне насовсем.

     Представляешь, недавно изобрели там такую штуку - сама яйца высиживает, а цыплята потом бегают за ними как за наседкой. Вот умора!''


     Вот, оказывается, кто изобрел инкубатор! Да и первыми ездили ''на картошку'' не доценты с кандидатами, а утопийцы, И не на месяц, а на два года.

     Не будем иронизировать, в этом был определенный смысл - утопийцы с детства получали хороший навык работы в деревне, и их труд был гораздо эффективнее, чем у современных картофельных десантов.


     ''Когда же вы отдыхаете? - спросил Гитлодей у утопийцев.

     ''Отдых хорош после работы'' - отвечали они. ''Мы любим посидеть в кругу семьи за большим столом, а после занимаемся науками или играем. Летом играем в садах, а зимой в общих дворцах, в которых и едим. Там же занимаемся музыкой или развлекаем друг друга беседой''.

     Кости или другого рода нелепые и гибельные игры утопийцам неведомы. Они играют на своем острове в две игры. Одна - это сражение чисел, в котором одно число грабит другое число. А вторая игра - в ней пороки, объединив усилия, борются с добродетелями, а добродетели ослабляют силу пороков и избегают искушений''.


     Трудная, но строго фиксированная работа, занятия науками и искусством, разговоры о добродетелях и пороках за большим общим столом - наконец разговор о том, в чем заключается счастье в чем-то одном или во многом - это только малая часть того, что удалось увидеть славному мореплавателю Рафаэлю Гитлодею на острове Утопия. Однако первое его пребывание на счастливом острове закончилось довольно быстро. Появился человек с дубинкой, которому все сидевшие за столом и игравшие утопийцы почтительно поклонились. ''Это сифогрант - надсмотрщик''- шепнул Гитлодею его сосед: ''Он проверяет кто плохо работает''.

     ''А Вы почему нарушаете форму одежды? Почему не в шкурах?! Не были сегодня на работе?!'' - последовал неожиданный вопрос. И не успели путешественники открыть рот, как сифогрант занес дубинку над головой Гитлодея и несомненно больно ударил бы знаменитого мореплавателя и философа. Однако Гитлодей ловко увернулся, выхватил у надсмотрщика дубинку и бросился бежать к родному кораблю, стоявшему в утопийской гавани.

     Долгое время дубинка сифогранта, оставшаяся у него в руках, хранилась у философа и лондонского шерифа Томаса Мора. А после многих приключений попала в коллекцию нашего призрачного философского музея и напоминает нам о наилучшем острове Утопия и о его создателе.

     Кстати, Мор так увлекся своей мечтой о справедливом государственном устройстве, что воображал себя во сне правителем Нигдеи, легендарным царем Утопом и приглашал друзей и знакомых посетить свой остров:


     ''Если не затруднит Вас, господа, проделать долгий путь, приезжайте ко мне в Утопию; я же, конечно, устрою, чтобы все смертные, на которых распространяется милостивая моя власть, выказали вам столько уважения, сколько должны они выказать тем, которые особенно дороги их правителю.

     Я хотел бы продлить этот наисладчайший сон, но восходящая Аврора, увы, к сожалению, разогнала видение, лишила меня владычества и отправила на мою мельницу, то есть к государственным делам! Одно, впрочем, меня утешает: я вижу, что и настоящие царства не намного долговечнее моего счастливого сна''.


     Мы тоже однажды решили воспользоваться приглашением и посетить счастливый остров Утопию, но, вспомнив о дубинке сифогранта, остановились в глубокой задумчивости:


Литература


1. Томас Мор. Утопия. - М. - 1978.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М. - 1980.

3. Горфункель А.Х. Мор. - Филос. Энц. В 5-ти тт. - М. - 1964. - Т.3.

4. Осиновский И.Н. Томас Мор. - М. - 1985.

5. Томас Мор. 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры. Исследования и материалы. - М. - 1981.




Valid HTML 4.01 Transitional