Нарушения фонематического восприятия. Дислалия.

     Поступление в школу является важным моментом в жизни ребенка. Многие дети получают подготовку к школе в детских садах или дома. Необходимо помнить, что полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи необходимо уделять большое внимание.

     В процессе формирования звукопроизношение важное значение имеют:

  1. Слух. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

  2. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки П - Б, С - Ш, Р - Л.


     Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.

     При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

     Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.

     Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

     По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются 'нулевыми'. Таким образом, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения.

     Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастная или физиологическая дислалия. И только после 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) подобное нарушение звукопроизношения является патологией. Таким образом, именно в этом возрасте нудно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.


Боровик Марина,

логопед.




Valid HTML 4.01 Transitional