Проблема эгоцентризма и развития позиционных структур у детей
старшего дошкольного возраста

     Понятие эгоцентризма вводится Ж. Пиаже как характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.
     Одна из линий развития ребенка по Пиаже представлена движением (переходом) от эгоцентризма к децентрации - противоположной эгоцентризму позиции, характеризующей отношение ребенка к действительности на стадии конкретных операций. Децентрация предполагает координацию различных точек зрения на объект. Появление такого отношения к действительности обуславливается созреванием интеллектуальных структур.
     В детской психологии закрепилось понимание эгоцентризма как негативной характеристики отношения ребенка к действительности, которое сменяется с возрастом децентрацией (Ж. Пиаже). Его преодоление также возможно в условиях специального обучения (культурно-историческая теория) или в условиях игры (Д.Б. Эльконин).
     В настоящее время создаются вариативные программы, приоритетным направлением которых является интеллектуальное развитие, где одним из достоинств обучения называют преодоление эгоцентризма у детей в старшем дошкольном возрасте.
     В данной работе речь идет не о преодолении эгоцентризма ребенка, а о развитии (превращении) эгоцентрической позиции в позиционность.
     Здесь позиционность определяется, как способность человека при анализе окружающей действительности выстраивать различные точки зрения на объект и удерживать их в определенной структуре.
     Нами была сделана попытка исследовать эгоцентрическую позицию с точки зрения ее значения в становлении позиционности.
     Согласно культурно-исторической теории, Л.С. Выготский выделяет две линии развития - натуральную и культурную. Можно предположить, что эгоцентризм является натуральной характеристикой детского мышления, а позиционность - культурной.
     При позиционном подходе человек не непосредственно видит окружающий мир, а опосредовано. Средством такого видения выступает занимаемая человеком позиция. Под позицией понимается определенное отношение человека к действительности, определенный способ видения ситуации.
     "Средство - это точка и "причина" превращения исходного объекта (натуральной психической функции) в новый (высшую психическую функцию). Именно превращение, а не отказ от одной формы в пользу другой" (Шиян И.Б., Шиян О.А.). Суть процесса превращения - это развитие. Эгоцентризм не исчезает, постепенно убывая к 11-12-и годам, как утверждал Ж. Пиаже, а превращается в более совершенную позицию, которая отражает позиционное отношение к действительности, но не отрицает существование непосредственного отношения. Замены более совершенной позиции на менее совершенную не происходит.
     Механизм развития позиционности может быть описан с помощью структурно-диалектического метода (Н.Е. Веракса), который позволяет рассматривать процесс образования позиций как диалектическую структуру. Средствами развития позиционности могут выступать диалектические действия.
     Диалектические действия создают возможность структурирования объекта. Они очерчивают то пространство возможных позиций, "углов" рассмотрения данного объекта, выстраивание которых происходит путем превращения исходной, собственной, позиции. Например, в результате действия диалектического превращения исходная позиция превращается в свою противоположность; в результате диалектического опосредствования выстраивается новая позиция, которая содержит в себе противоположные характеристики собственной и иной по отношению к ней позиций. Диалектическое действие смены альтернативы дает возможность выстроить позиции, отражающие различные плоскости видения действительности.
     И.Б. Шиян, О.А. Шиян указывают, что используя структурно-диалектический метод, "ребенок овладевает механизмами (средствами) поиска нового (путем выдвижения гипотез по принципу: "этого нет, но исходя из структурных отношений, это может быть (возможно)", или: "есть это, следовательно, согласно законам развития структуры, должно быть иное")".
     Позиционный подход к действительности дает ребенку возможность при анализе ситуации увидеть скрытые отношения в объекте, в результате чего он получает более полную и достоверную картину окружающего мира. Способность выделять различные точки зрения на объект и выстраивать новые позиции его рассмотрения обеспечивает творческое отношение к действительности и продуктивное взаимодействие с другими людьми, т. к. попадая в какую-либо ситуацию, ребенок не просто, овладевая, подчиняется ей, он, преобразуя ее, преобразует себя. Позиционность может выступать одним из средств открытия новых возможностей овладения своим поведением, познавательными процессами.


Самкова И.




Valid HTML 4.01 Transitional