Возможности диагностики сказкой в период подросткового кризиса

     Подростковый кризис, как в области искусства, так и в психологической науке традиционно рассматривается, как один из наиболее напряженных периодов в жизни человека. Конструктивное преодоление противоречий подросткового возраста закладывает базис для дальнейшего развития личности человека и формирует предпосылки для успешного разрешения последующих жизненных кризисов (Э.Эриксон).
     Существует большое количество методов диагностики и коррекции личности в период кризиса. Одним из этих методов является метафора и сказка как ее специфическая форма. Поскольку метафора, а значит и сказка, использует приемы, позволяющие обойти психологическую защиту индивида, ее использование в диагностическом и развивающем аспекте представляется актуальным при работе с подростками, как правило, склонными к негативизму по отношению к взрослым.
     По мнению автора, использование сказки при работе с подростками может помочь не только в выявлении преобладающих проблем отдельной личности, но и в диагностировании степени и успешности нормативного прохождения кризиса подростком.
     Дж. К. Колман утверждает, что разным возрастам в пределах подросткового специфичны разные проблемы, но никакая проблема и никакие взаимоотношения не являются единственными в пределах возрастного этапа: проблемы перекрещиваются и перекрываются, следовательно, возможно существование самых разных индивидуальных вариантов протекания кризиса. Дж. К. Колман утверждает, что, во-первых, решение одной проблемы не служит обязательной предпосылкой для перехода к следующей, во-вторых, для каждого возраста специфична одна преобладающая проблема, но может актуализироваться сразу несколько, что приводит к декомпенсации, в-третьих, нет твердых границ между возрастами, т.е. всегда существуют все проблемы, только на том или ином возрастном этапе повышается значимость одной из них, и в-четвертых, последовательность решения проблем является необратимой. Нормальный вариант развития предполагает решение одной проблемы в период времени, а при патологическом развитии по разным причинам индивид вынужден решать одновременно много проблем.
     Б. Беттельгейм в своей книге "Психоанализ волшебной сказки" связывает то, что ребенок предпочитает определенную сказку в определенном возрасте, со скачкообразностью развития личности - каждая ступенька "обслуживается" своей сказкой.
     "Красная Шапочка" - это сказка о том, как девочка была наказана за непослушание. Она необходима ребенку как символ перерождения ("проглочена волком") из непослушания в послушание. Интересно отметить, что в этой сказке волк не умирает, когда из него вынимают бабушку и Красную Шапочку, потому, что подобная смерть волка служила бы символическим воплощением смерти при родах и являлась бы для девочек плохой установкой на будущее.
     Следующую ступеньку "обслуживает" сказка "Три поросенка" - о вознаграждении в будущем, символизирующая переход от жизни по принципу удовольствия к жизни по принципу реальности. Для ребенка на этом этапе важно понять, что иногда надо отложить что-то на будущее ради исполнения необходимого сейчас, т. е. основной мотив сказки - это овладение произвольностью поведения.
     Следующая сказка - "Пряничный домик" - о первом шаге к самостоятельности. Когда мать оставляет ребенка одного, его ситуацию можно выразить сказочным "отправлением" в лес. В лесу ребенок находит пряничный домик и попадает в плен к ведьме - он сам должен справиться и уже победителем с сокровищами вернуться домой. Птицы, которые склевывают крошки, означают, что возвращение в старое непродуктивно, что изменения должны произойти. Река, которую дети должны пересечь только по пути домой, является символической границей детства.
     "Спящая красавица" - тоже сказка, символизирующая переход из одного состояния в другое, но Б. Беттельгейм отмечает, что это женская сказка и означает она наступление менархе, после чего следует период ожидания и пробуждение к жизни в новом качестве. Интересно отметить, что сказка начинается с того, что злую ведьму не приглашают на день рождения принцессы, что оборачивается большими бедами, т.е. лучше осознавать и признавать свои темные побуждения, чем пытаться не замечать, вытеснять их.
     Последний тип сказок - сказки подобные "Царевне-лягушке", т.е. о браке с животными. Б. Беттельгейм считает, что это сказки об усвоении умения любить, о том, как в этом мире найти любимого, как принять кого-то таким, какой он есть, как его любить со всеми его темными сторонами и "звериными" инстинктами.
     Было проведено исследование, которое устанавливает связь между фокальной теорией подросткового развития (Дж. К. Колман) и теорией поступенчатого развития восприятия сказки (Б. Беттельгейм). Это позволило продолжить перечень эмоционально-значимых сказок на более поздние возрастные этапы и увидеть актуальные проблемы того или иного периода отрочества.
     При проведении данного исследования использовался метод проективного опроса. Подростков просили вспомнить и пересказать сказку из тех, что они читали или слышали в детстве, которая их больше всего привлекает в настоящем.
     Исследование проводилось в апреле 1999 года. Основным его результатом стало подтверждение того, что для подростков разного возраста, находящихся на этапах решения разных проблем (по Колману) будет характерно предпочтение разных сюжетов сказок (по Беттельгейму). Выяснилось, что, во-первых, у детей подросткового возраста актуализируется интерес к сказкам "обслуживающим" более ранние этапы развития - от периода раннего детства, и, во-вторых, для разных этапов подросткового возраста характерны предпочтения разных типов сказок.
     В исследовании приняли участие, в основном, учащиеся 5-10 классов школы ?1400 Западного округа г. Москвы.
     Обобщая данные, полученные по всем возрастам, можно сделать следующие статистически достоверные выводы:
     - характерным для первого этапа является мотив трансформации, связанный с тревожностью и внутренним ожиданием предстоящих перемен ("Конек-Горбунок", "Волшебное кольцо");
     - для второго этапа характерна сказка "Три поросенка", связанная с овладением принципом реальности; по-видимому, активизация регрессивных тенденций в начале подросткового возраста приводит и к актуализации обратной тенденции - повышению стремления к овладению произвольностью поведения;
     - для третьего этапа характерен мотив отделения (реального и эмоционального) от семьи и утверждение своей взрослости, что нашло свое отражение в сказках о детях выгнанных из дома, отданных в ученичество, сиротах ("Серебряное копытце", "Пряничный домик", "Птичий язык", "Молодой путешественник");
     - для четвертого этапа характерны сказки "Гадкий утенок", "Спящая красавица" и сказки о браке с животными и близкие к ним в мотивном отношении, следовательно, преобладающей проблемой является построение образа тела и стремление к гетеросексуальным отношениям;
     - на пятом этапе сохраняются в целом тенденции предыдущего периода, но добавляется стремление проявить свою индивидуальность;
     - это же стремление сохраняется и на шестом этапе, но появляется направленность на достижение более широкой независимости, чем достигнутая отделением от семьи, в тоже время проявляется страх независимости ("Колобок").
     Кроме того, можно отметить следующую интересную тенденцию: от первого к четвертому этапу наблюдается рост стремления рационально объяснять сказки и обрамлять их вступлением и заключением, либо же просто писать о них вместо пересказа, на пятом и шестом этапах эта тенденция пропадает почти полностью. Это можно объяснить тем, что стремление казаться взрослыми более ранних этапов переходит во внутреннюю убежденность, не требующую демонстрации на более поздних.



Горшкова Н. В.
(МПГУ)




Valid HTML 4.01 Transitional