Особенности и условия, при которых
психологическая защита сохраняет психологическое здоровье
старшеклассника

     Обострение социально-экономических проблем, прежде всего, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, в первую очередь на детей. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Упал уровень физического, психического и психологического здоровья детей. Существенно снижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.
     Данные проблемы наиболее остро проявляются в подростковом возрасте, в котором происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания, уточнение построения Я-концепции. Содержание последней является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Она также способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважения являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.
     Подросток, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение. Данные проблемы не могут не сказаться на здоровье подростка.
     Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения.
     Меняется и развивается подростковая Я-концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.
     Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.
     Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой.
     Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным или Я-реальным и Я-зеркальным ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо, накапливать напряжение, а затем искать "легкие" способы его снятия. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка.
     Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная с расхождением в Я-концепции, ее негативной направленностью и низкой самооценкой приводят к нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.
     Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
     Теперь перейдем к рассмотрению особенностей психологической защиты в подростковом возрасте на примерах.
     Примерами юношеской регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность поведения, его колебания от одной крайности к другой.
     Перенос. Одним из видов переноса является уход, наиболее часто встречаемым вариантом которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание: "Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия - есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида". (Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - С. 45)
     У подростка, которого обидели, как ему кажется, незаслуженно, обида переинтерпретирует ситуацию, где его как бы обидели окружающие. А затем в своих "дневных грёзах" он воображает как умирает, его хоронят и горюют. С его смертью все понимают, кого они обижали. Т.о. в фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.
     Следующим видом переноса условно можно назвать "переживание из вторых рук": если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы "здесь и сейчас".
     Подросток мечтает о море, хочет стать моряком, капитаном дальнего плавания. Но для исполнения мечты отсутствуют возможности: море далеко, нет денег, мал возрастом, надо много учиться, но не хочется. Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги о море, фильмы о приключениях на море. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, да и безопаснее так.
     Перенос может осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии бодрствования. Подростку снятся эротические сцены, часто они заканчиваются непроизвольным семяизвержением.
     Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения в ситуациях неравенства позиций.
     Ученик переносит на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Новому учителю достается от ученика, он расплачивается за грехи своих коллег. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе - и в этом ошибочность обобщения в переносе - все учителя.
     Рационализация проявляется в размышлении над вопросами "Зачем жить, если рано или поздно умрешь?". Тогда они придумывают и вносят в жизнь смысл, а некоторые наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.
     Следующим видом психологическая защита является ирония. Подросток в результате своей двойственной позиции: не дитя, но еще не взрослый, иронически относится и к детскости и ко взрослым. Подросток иронизирует по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.
     Если брать защиту, используемую на уроках в школе, то Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.
     Замещение - "нападай на что-нибудь, что представляет это". Реакция: "У нашего учителя на редкость противная дочь".
     Проекция - "порицай это". Реакция: "Мой учитель просто ненавидит меня", "Мы все не в восторге от нашего учителя".
     Рационализация - "оправдай себя". Реакция: "Он так сердится, потому что у него плохое настроение" (Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. - Хилсдейл, 1984. - С. 57-63)
     Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека "неуверенно себя чувствующего в жизни". Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее "чувствительна" к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.
     Можно выделить ряд условий, способствующих здоровьесберегающей функции психологической защиты:
  • Целостное развитие самосознания;
  • Адекватная самооценка и принятие себя;
  • Адекватная возможностям жизненная перспектива;
  • Направленность и согласованность Я-концепции;
  • Включенность в межличностные отношения;
  • Стрессоустойчивость и др.
     В качестве педагогических условий, затрагивающих социальную ситуацию подростка можно выделить:
     1. Положительная роль трудных ситуаций, отсутствие полного эмоционального комфорта, что повышает активность подростка, порождает потребность искать и вырабатывать стратегии преодоления, имеющие развивающий характер.
     2. Напряжение не должно быть бесконечным, чередоваться с расслаблением, которое предполагает не простое изменение условий деятельности, а практическое прекращение или замена на другую.
     Следует отметить, что наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших условий становления психологического здоровья, при учете возрастных и индивидуальных возможностей. Роль взрослого сводится к поиску смысла и обучающего воздействия подобных ситуаций.
     3. Наличие у подростков в целом положительного фона.
     Здесь опять же важно присутствие старших (родителя, педагога, психолога), так как настроение школьника во многом определяется настроением окружающих взрослых. У них должна присутствовать биофильная ориентация, т.е. ориентация на жизнь. Кроме этого, взрослые должны использовать различные приемы комического, реализуемые в образовательном и воспитательном процессе. Для создания положительного фона у самих подростков следует развивать способность быть счастливыми и оптимистично воспринимать мир, что значит адекватное описание ситуаций, отсутствие самообвинений и неправомерного ее обобщения на всю жизнь.
     Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых подростками самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья".

Ермакова О.
педагог-психолог


Valid HTML 4.01 Transitional