ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ.

     В данной статье мы хотим поговорить о работе школьного психолога с подростками. Какой должна быть эта работа: групповой, индивидуальной? И есть ли оптимальное решение этой проблемы?
     Подростковый возраст - несколько особенный период, со своими трудностями и закономерностями. К тому же, это кризисный период наиболее длительный по времени. В данный период основной задачей подростков становится жизненное самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Поиск своей социальной роли в группе. Это обязательно должно учитываться при организации работы с подростками.
     Какие трудности встречает подросток на пути самоопределения? Когда ребенок начинает вступать во взаимодействие с существующими общественными ценностями, он начинает сравнивать свое поведение с некоторыми "образцами". Эти "образцы" предоставляют ему ближайшее окружение: родители, учителя, воспитатели и другие значимые для него взрослые и сверстники.
     Работая в школах с подростками, мы пришли к выводу, что при возникновении в самосознании ребенка несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, увеличивая шанс попасть в группу риска. Очень важно оказать таким ребятам вовремя психологическую поддержку, научить их правильному отношению к себе и другим.
     Однако, хорошо известно, что, даже испытывая трудности, не всякий подросток пойдет сам к психологу. Как же помочь подросткам? Можно организовывать семинары по интересующим вопросам. Можно проводить отдельные уроки психологии на определенные темы, наиболее актуальные в этом возрасте. У каждого из вас есть свой опыт подобных работ.
     С нашей точки зрения одним из лучших вариантов - это организация работы с подростками в тренинговых группах. Это и игра, и работа одновременно. Как уже говорилось, подростки не так часто приходят к психологу со своими проблемами сами. Еще реже они пытаются решить свои проблемы, если их за ручку привели родители или учителя. А, посещая тренинги в группе сверстников, они чувствуют себя в безопасности, им комфортнее. С одной стороны, можно и проблемы проработать, с другой - не выделяешься среди других.
     Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобного волнуют не только подростков. Но именно в подростковом возрасте эти вопросы и начинают возникать. Поэтому организация работы подростков в группах психологического тренинга так актуальна именно в подростковом возрасте. Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то поможет. Во всяком случае, ребята, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими.
     Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру - все это должно быть главным принципом при работе с подростками на тренинговых занятиях.


     Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Опираясь на мнение известных специалистов, выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • изучение эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.

     Как можно видеть, цели тренинговой работы затрагивают целый спектр вопросов.
     Конечно, в организации тренинговой работы с подростками в условиях школы, существует ряд трудностей. Рассмотрим три основных:

  • Во-первых, это временной аспект. Ряд групповых работ можно провести в течение одного урока. А тренинг подразумевает протяженные по времени систематические занятия, каждое из которых с одной стороны зачастую длится более одного урока, с другой требует систематических посещений. В учебные часы, отведенные для уроков, такие занятия не предусмотрены. А после уроков организовать детей для тренинговой работы не всегда легко. Ребята торопятся по своим делам. К тому же устали от занятий. Это затрудняет организацию посещений тренинга.
  • Во-вторых, мотивационный аспект. Многие подростки считают, что им не нужны подобные занятия. А ведь от заинтересованности ребят в подобных занятиях напрямую зависит организация самих тренингов, а значит и помощь многим ребятам в решении проблем.
  • В-третьих, сопротивление и защитные реакции подростков на самих занятиях. Собственно, это происходит при занятиях с любой группой, как этап развития группы. Но в подростковом возрасте проявляется наиболее ярко.

     Вопрос о том, насколько нужны при работе с подростками групповые формы работы (тренинговые занятия или другие), связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной.
     Вслед за автором книги "Основы технологии группового тренинга. Психотехники" Вачковым И.В. перечислим преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах, выделив их сущность:
     1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Работая в группе подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. И как ответная реакция - ибегание непродуктивного замыкания подростка в самом себе со своими трудностями.
     2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой.
     3. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
     4. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.
     5. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все людей имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
     6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. В то же время, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
     7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

     Здоровый человек - это не только жизнь без болезней. Это еще и здоровое отношение к самому себе и другим, умение быстро и хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, гармоничное отношение с самим собой.
     Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
     С другой стороны, не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека - его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.


     Литература:

  1. Александров А.А.. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб, 1997

  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники, М., "Ось-89", 2000.

  3. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. Деп. в ИТОП РАО, ?20-96, М., 1996

  4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

  5. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997.

  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993

  7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1985.

Брилинг Е.Е., психолог,
psi@lib.ru




Valid HTML 4.01 Transitional