У моего сына гипеактивность...

     ЗАПРОС: Здравствуйте! Мой сын первоклассник (7 лет). В школе проблем нет. Он всегда на любую тему знает что сказать, в этом смысле учительница от него в восторге, но вот поведение... Но вот уже который год замечаю что весной мой сын становится неуправляем. А именно: абсолютно не слышит, что ему говорят (все нужно повторять 10 раз), для него в это время не существует никаких правил, реагирует только на повышенные тона. Я уже пыталась оставить его в покое и не реагировать, но такое впечатление, что он просек, что мама не обращает внимания, и делает еще хуже. Он может, например, начать во время урока разговаривать с учеником, который сидит на другом конце класса. Или на спорте, когда они играют в какие-нибудь игры, он абсолютно не соблюдает правила и делает все наоборот. Его классная руководительница еще как-то может на него воздействовать, но другие учителя нет. Кстати агрессивным он не становится, только, мягко говоря, непоседливым. Еще я заметила, что особенно невыносимым он становится в присутствии других людей.
     Он очень хорошо понимает сам, что делает не так. Сначала что-нибудь натворит, а потом становится грустным и приходит ко мне каяться и сам себя ругает, но через 5 минут все по новой.
     Я сначала думала, что это ничего страшного. Но потом услышала про синдром недостатка внимания (это я с немецкого перевела, мы живем в Германии здесь это ADS) вроде все признаки подходят. Да и периодичность меня тоже настораживает. Будет ли это развиваться дальше, и какие последствия может это иметь в будущем? Спасибо, всего хорошего, Жанна.

     ОТВЕТ:
     Уважаемая Жанна, Вы, вероятно имеете в виду синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Как видно из его названия гиперактивность, или гипердинамический синдром, часто сопровождается нарушениями внимания. Однако, насколько я могу судить по Вашему письму, Вашего сына нельзя считать невнимательным, т.к. он способен выполнять одновременно несколько дел, причем весьма успешно, а также способен сосредотачиваться на выполняемых учебных заданиях на продолжительный срок. Что касается гиперактивности, то, вероятно, она имеет место и проявляется в виде неусидчивости, двигательного беспокойства, импульсивности и т.п. Признаки гиперактивности скорее всего присутствуют в поведении Вашего ребенка все время, но беспокоят Вас больше всего весной, т.к. в это время года проявляются с удвоенной интенсивностью. Причины такого усиления могут быть совершенно обычны. Посмотрите, как большинство людей реагируют на приход весны - это сознательное или бессознательное ожидание чего-то (вряд ли связанного с работой или учебой), повышенный интерес к общению, к другим людям. Вероятно, Ваш сын со свойственной ему быстротой реагирования с готовностью откликается на такие настроения, даже если они еще не стали очевидными. При этом, судя по сказанному Вами, у мальчика, как у большинства гиперактивных детей, есть трудности самоконтроля, поэтому ему сложно сдерживать свои желания и, несмотря на "провоцирующую" весну за окном продолжать следовать нормам и выполнять требования взрослых.
     Что касается Ваших беспокойств по поводу дальнейшего прогрессирования гиперактивности, то здесь спешу Вас успокоить. Обычно при умеренно выраженной гиперактивности (как я полагаю в Вашем случае) ее проявления с возрастом компенсируются и уже в подростковом возрасте значительно уменьшаются.
     Однако, это вовсе не значит, что можно не обращать внимание на проступки ребенка и ждать, когда он повзрослеет. Как Вы справедливо отметили, он знает, когда делает что-то не так, даже если не может иначе. Это знание не перерастет в стимул к действию, если мальчик будет видеть безразличие родителей к данному вопросу. С другой стороны, постарайтесь так организовать условия жизни ребенка, чтобы он имел периодически возможность делать то, что хочется, и при этом не испытывать чувство вины. Вспомните, как обустраивают детскую родители малыша: никаких открытых розеток и стеклянных ваз, чтобы даже не приходилось одергивать, ругать, запрещать. Конечно, когда Вашему ребенку 7 лет, реализовать этот совет гораздо сложнее. Но я вижу свою задачу в том, чтобы Вы увидели направление своих действий, которые облегчат жизнь Вам и ребенку, а Вашу задачу - попытаться их реализовать, используя всю свою родительскую чуткость и находчивость. Думаю, что Вы относитесь к думающим и ищущим родителям и у Вас непременно все получится.

Ломтева Татьяна Александровна, психолог
stakhanova@psilib.ru



Valid HTML 4.01 Transitional